Премьера. 

Р. Штраус. «Каприччио».
Разговор об искусстве.

 

Сценография и костюмы - Виктор Герасименко

 

Компьютерная графика

и анимация - 

Даниил Герасименко,

Роман Кулигин, Сергей Савко

Продолжительность спектакля

1 час 50 минут 

(без антракта)

Премьера состоялась

4 октября 2012 г.
 

1/6

Как решить любовный треу-гольник? Поручить соперни-

кам написать оперу! Кто знает... Именно так поступила графи-ня Мадлен — главная героиня оперы Рихарда Штрауса  «Ка-приччио». Вместе со своим бра-том, молодым графом, они 

принимают в своем имении группу гостей — артистов, ко-торые приехали, чтобы отре-петировать представление, приуроченное ко дню рож-дения графини — большой любительницы искусства. 

В их числе поэт Оливье и ком-

позитор Фламанд, театральный директор Ла Рош, выступающий в роли режиссера будущего действа, и знаменитая драма-тическая актриса Клэрон. 

Между репетициями они едят, 

пьют и увлеченно спорят

об искусстве. Поэт Оливье

и композитор Фламанд бо-

рются за сердце Мадлен.

Дело усугубляется тем, что Оливье и Фламанд — сопер-ники не только в любви, но

и в искусстве. Каждый из них считает свой вид творчества первостепенным. Чтобы раз-решить спор, графиня пору-чает Оливье и Фламанду на-писать оперу, в которой каж-дый из них должен описать самого себя и возникшую ситуацию, а чем закончится опера, она решит сама и со-общит утром следующего дня. Каково же будет ее решение? Кого выберет Мадлен?

«Каприччио» (1941) — послед-няя опера Рихарда Штрауса

на либретто дирижера Кле-менса Краусса, написанное

с участием композитора по 

сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произве-дение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего

сво-его понимания оперного

искусства (Штраусу было 77,

когда он закончил «Каприч-чио»). Любовный треуголь-

ник становится поводом для оригинальной театрализо-

ванной дискуссии о роли

слова и звука в музыкальном театре, о предназначении 

в нем поэта и композитора.

Главный вопрос состоит в следу-ющем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, — музыкальная фантазия компо-зитора предопределяет слова

и действия, с которыми ей над-

лежит себя связать? Дискуссия «Что в опере важнее — слова

или музыка» велась на протя-жении нес-кольких столетий

и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею «Каприч-чио», композитор писал либре-ттисту: «Надо создать остроум-ную драматическую парафразу

на тему: сперва слово, потом му-зыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гете), или толь-ко музыка без слов (Моцарт)».

Несмотря на то, что в «Каприч-чио» затрагиваются серьезные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекатель-на. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт италь-янских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслажде-ния послужит и эффектное зву-чание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» мно-жество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, на-пример, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано

или итальянский тенор, одер-жимый идеей получить свой аванс! Одной из главных геро-инь спектакля станет… живая собачка

Штраус называл свое «Каприччио» «леденцом для знатоков». Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать

в творении Штрауса цитаты и намеки на музыку Рамо, Купе-рена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. «Каприччио» — это настроение, каприз, причуда, внезап-ная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего еще раз опыт долгой жизни» (Э. Краузе).

Опера «Каприччио» никогда

не исполнялась в России, и по-становку можно смело считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый моло-

дым режиссером Аллой Чепи-ногой, выиграл грант «Откры-

тая сцена» — организации, соз-данной Департаментом культу-ры г. Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства. Музыкаль-ный руководитель постановки Валерий Крицков. Их творчес-

кий тандем с Аллой Чепиногой уже зарекомендовал себя: пре-дыдущая совместная работа

А. Чепиноги и В. Крицкова — оперный триптих «Голос жен-щины» — с успехом идет на сце-

не Новой Оперы. Оформление спектакля «Каприччио» осу-ществил заслуженный худож-

ник России Виктор Герасименко.

 

 

 

«Каприччио» — произведение уникальное по своей природе,

по авторскому определению, это «разговорная пьеса с музы-кой». Так же будет уникален и наш спектакль: сочетание интел-лектуальной музыки и гламурного оформления, простой исто-рии и изощренной интерпретации… Мы постараемся раскрыть вечную тему — что было первым: курица или яйцо, драма или музыка — сразу несколькими театральными языками. Метафо-рические декорации, видеоинсталляции, масочные характеры, элементы театра абсурда и много сюрпризов ожидает зрителя, пришедшего на спектакль. Театр, как и зеркало, есть отражение жизни, поэтому у нас в декорациях огромное количество зеркал, а что происходит в зазеркалье — в глубине женского любящего сердца наполненного искусством? Ответ на этот вопрос придет-ся разгадать в финале спектакля» (Алла Чепинога).