Премьера.
Р. Штраус. «Каприччио».
Разговор об искусстве.
Сценография и костюмы - Виктор Герасименко
Компьютерная графика
и анимация -
Даниил Герасименко,
Роман Кулигин, Сергей Савко
Продолжительность спектакля
1 час 50 минут
(без антракта)
Премьера состоялась
4 октября 2012 г.
Как решить любовный треу-гольник? Поручить соперни-
кам написать оперу! Кто знает... Именно так поступила графи-ня Мадлен — главная героиня оперы Рихарда Штрауса «Ка-приччио». Вместе со своим бра-том, молодым графом, они
принимают в своем имении группу гостей — артистов, ко-торые приехали, чтобы отре-петировать представление, приуроченное ко дню рож-дения графини — большой любительницы искусства.
В их числе поэт Оливье и ком-
позитор Фламанд, театральный директор Ла Рош, выступающий в роли режиссера будущего действа, и знаменитая драма-тическая актриса Клэрон.
Между репетициями они едят,
пьют и увлеченно спорят
об искусстве. Поэт Оливье
и композитор Фламанд бо-
рются за сердце Мадлен.
Дело усугубляется тем, что Оливье и Фламанд — сопер-ники не только в любви, но
и в искусстве. Каждый из них считает свой вид творчества первостепенным. Чтобы раз-решить спор, графиня пору-чает Оливье и Фламанду на-писать оперу, в которой каж-дый из них должен описать самого себя и возникшую ситуацию, а чем закончится опера, она решит сама и со-общит утром следующего дня. Каково же будет ее решение? Кого выберет Мадлен?
«Каприччио» (1941) — послед-няя опера Рихарда Штрауса
на либретто дирижера Кле-менса Краусса, написанное
с участием композитора по
сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произве-дение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего
сво-его понимания оперного
искусства (Штраусу было 77,
когда он закончил «Каприч-чио»). Любовный треуголь-
ник становится поводом для оригинальной театрализо-
ванной дискуссии о роли
слова и звука в музыкальном театре, о предназначении
в нем поэта и композитора.
Главный вопрос состоит в следу-ющем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, — музыкальная фантазия компо-зитора предопределяет слова
и действия, с которыми ей над-
лежит себя связать? Дискуссия «Что в опере важнее — слова
или музыка» велась на протя-жении нес-кольких столетий
и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею «Каприч-чио», композитор писал либре-ттисту: «Надо создать остроум-ную драматическую парафразу
на тему: сперва слово, потом му-зыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гете), или толь-ко музыка без слов (Моцарт)».
Несмотря на то, что в «Каприч-чио» затрагиваются серьезные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекатель-на. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт италь-янских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслажде-ния послужит и эффектное зву-чание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» мно-жество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, на-пример, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано
или итальянский тенор, одер-жимый идеей получить свой аванс! Одной из главных геро-инь спектакля станет… живая собачка.
Штраус называл свое «Каприччио» «леденцом для знатоков». Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать
в творении Штрауса цитаты и намеки на музыку Рамо, Купе-рена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. «Каприччио» — это настроение, каприз, причуда, внезап-ная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего еще раз опыт долгой жизни» (Э. Краузе).
Опера «Каприччио» никогда
не исполнялась в России, и по-становку можно смело считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый моло-
дым режиссером Аллой Чепи-ногой, выиграл грант «Откры-
тая сцена» — организации, соз-данной Департаментом культу-ры г. Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства. Музыкаль-ный руководитель постановки Валерий Крицков. Их творчес-
кий тандем с Аллой Чепиногой уже зарекомендовал себя: пре-дыдущая совместная работа
А. Чепиноги и В. Крицкова — оперный триптих «Голос жен-щины» — с успехом идет на сце-
не Новой Оперы. Оформление спектакля «Каприччио» осу-ществил заслуженный худож-
ник России Виктор Герасименко.
«Каприччио» — произведение уникальное по своей природе,
по авторскому определению, это «разговорная пьеса с музы-кой». Так же будет уникален и наш спектакль: сочетание интел-лектуальной музыки и гламурного оформления, простой исто-рии и изощренной интерпретации… Мы постараемся раскрыть вечную тему — что было первым: курица или яйцо, драма или музыка — сразу несколькими театральными языками. Метафо-рические декорации, видеоинсталляции, масочные характеры, элементы театра абсурда и много сюрпризов ожидает зрителя, пришедшего на спектакль. Театр, как и зеркало, есть отражение жизни, поэтому у нас в декорациях огромное количество зеркал, а что происходит в зазеркалье — в глубине женского любящего сердца наполненного искусством? Ответ на этот вопрос придет-ся разгадать в финале спектакля» (Алла Чепинога).